Советы логопеда

 МБОУ СОШ №5 - "Школа здоровья и развития", г. Радужный

 

Зачисление в школу

 

 

 

 Сайты

 

Министерство

образования и науки

Российской Федерации

 

 Департамент образования и науки ХМАО-Югра

 

Управление образования администрации г.Радужный

 

Образовательный портал ХМАО-Югра

 

 Федеральная  служба  по   контролю за оборотом

наркотиков по

ХМАО-Югре

 

Советы логопеда

 

 Главная   Родителям Советы логопеда

 

 

 Почему не каждому дается грамота?

Не правда ли, очень обидно порой бывает, когда любимое чадо "не оправдывая надежд", Ладно бы, не старался - так ведь и так, и этак с ним, родимым, а нет! Не дается ему грамота - хоть плачь! Ошибки совершенно необъяснимые: пропускает буквы, меняет их местами, заменяет одну букву другой. А ведь нельзя допустить, чтобы клеймо нерадивого ученика отбило бы у маленького школьника всякое желание учиться! Товарищи будут дразнить его, мама будет расстроена, а вот школа будет представляться ему Голгофой. А мы, может, навсегда утратим великого ученого-историка, или математика. Ведь в других областях ребенок прекрасно успевает. Эта беда имеет имя - дисграфия, или стойкое функциональное расстройство письма Для нас письмо - единый автоматизированный процесс. Для маленького же школьника - это целая цепочка интеллектуальных и двигательных навыков. Сначала ребенок слышит слово, затем понимает его значение, раскладывает слово на звуки, затем ему приходиться выделять из звуков графический образ этого слова и переводить его в моторный акт. И если на одном из этапов происходит "осечка", может пострадать весь процесс. На этапе звучания слова нужно быть уверенным, что ваш ребенок правильно его слышит. Есть слух физический, тот, при помощи которого мы воспринимаем все окружающие звуки: мерный стук колес поезда, шум прибоя, барабанную дробь дождевых капель по стеклу… Музыкальный слух позволяет нам улавливать различные по тону звуки. При помощи этого вида слуха человек имеет возможность наслаждаться любимыми музыкальными произведениями. И, наконец, есть слух речевой - тот, который мы используем при восприятии человеческой речи. Если речевой слух у ребенка оказывается нарушенным, он не в состоянии отличить сходные, близкие по артикуляции звуки. Обучить грамоте ребенка с нарушением речевого (фонематического) слуха бывает крайне трудно. Акт письма насчитывает ряд важнейших операций: анализ звукового состава слова; перевод фонем (слышимых звуков) в графемы (зрительные символы) с учетом пространственного расположения их элементов; и дальнейшая "перешифровка" зрительных схем букв в кинемы (т.е. последовательные движения руки). На этапе овладения письмом основное внимание пишущего направляется на звуковой анализ слова, а иногда и на поиски нужной графемы. В сложившемся навыке письма эти моменты отступают на задний план. Взрослый человек их даже не фиксирует. На начальном этапе ошибки носят нестойкий характер и постепенно исчезают по мере автоматизации акта письма. Но, к сожалению, нередко бывает так, что ошибок в этот период становится больше, они носят стойкий характер (повторяются из работы в работу), не корректируются простыми тренировками. Пора бить тревогу и направляться в кабинет логопеда. Здесь может помочь только квалифицированный специалист. Ни маме, ни учительнице с этим, увы, не справиться.

Можно ли эффективно помочь детям с дисграфией?

Да, таким ребятам вполне по силам овладеть письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то – месяцы. Суть уроков – тренировка речевого слуха и буквенного зрения. В нашей школе коррекционная работа ведется параллельно со школьными занятиями и в большой мере способствует преодолению школьной неуспеваемости. Успех логопедических занятий в школе во многом зависит от того, насколько в семье способствуют закреплению полученных навыков правильной речи. Занятия проводятся по определенной системе: используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение грамматических элементов слов. Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Обычно работа проводится на материале противопоставления, "отрабатывая”, чем отличается твердое произношение от мягкого, глухое – от звонкого... Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звуко-буквенного состава слов. На логопедических занятиях применяется компьютерная технология по коррекции общего недоразвития речи «Игры для Тигры».

 

учитель-логопед

Н.А.Вульфович.

Дата последнего обновления страницы 02.02.2017
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»